МДОУ  "Детский сад № 10     " Радуга"

город Гаврилов - Ям, Ярославская область

 

разместите здесь изображение учреждения

 

Наш детский сад  vkontakte.ru

                                  Система работы детского сада по обучению детей ПДД                                                    

 

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Реалии сегодняшней жизни таковы, что скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах нашего города быстро возрастают, и будут увеличиваться в 

дальнейшем. И очень важно с дошкольного возраста формировать навыки безопасного поведения на дороге, воспитывать законопослушного гражданина. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, что и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров  на не доступной для них дорожной лексике, требует от 

дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.   Ежедневно на дорогах происходят дорожно-транспортные происшествия, в которых страдают люди. Гибель и увечья людей на дорогах, это всегда трагедия, горе и невосполнимые потери многих людей. Но когда на дороге гибнет или получает увечья –  ребенок-это горе вдвойне. Поэтому проблема 

предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма продолжает оставаться очень актуальной.

Желание постоянно открывать что-то новое часто ставит дошкольников перед реальными опасностями, особенно на улицах. В современном мире между человеком и машиной ведется тайная война, а главное ее поле-это автодорога. Если обратить внимание на возраст пострадавших детей в ДТП, то видно увеличение числа происшествий с участием детей дошкольного возраста.По данным статистики, за девять месяцев 2013 года в  ДТП пострадало 7797 маленьких пассажиров, что на 1,8% больше, чем за соответствующий период прошлого года.А за январь 2014 года произошло 1 159 аварий с участием детей в возрасте до 16 лет, что на 3,2% больше, чем в январе прошлого года, в них 49 человек погибло и 1 258 людей было ранено.

Статистика показывает, что значительное число дорожно-транспортных происшествий с участием дошкольников происходит так же в ситуациях, когда они правильно ведут себя на улице, но из-за своего маленького роста бывают, не видны водителям. Существуют и опасности по дороге в детский сад, например: плохая видимость, недостаточное освещение, неудобная одежда детей (капюшон, зимняя шапка – ушанка, туго завязанный шарф и др.),которая может мешать движению, ухудшать слух, затруднять повороты головы при осмотре проезжей части дороги.

В силу своего возраста дошкольники, находясь на улице, не всегда осознают опасность, не знают, что движущийся автомобиль не может сразу остановится при внезапном появлении пешехода на проезжей части. Дети считают, что если они видят автомобиль, то и водитель, тоже их видит и объедет. Они не способны заметить приближающийся 

издалека транспорт и правильно оценить дорожную ситуацию.

У дошкольников другие особенности слуха и зрения. Им сложно определить, откуда слышится звук. Они реагируют только на те звуки, которые им интересны. Не могут перевести взгляд с близких объектов на дальние, и наоборот. Услышав сигнал автомобиля, дошкольники могут сделать роковой шаг навстречу опасности. Они боятся больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и недооценивают опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов.Важное значение в решении данной проблемы имеет формирование культуры поведения на дорогах, которые начинаются в самом юном возрасте и продолжается в течение всей жизни. В этом должны принимать участие и родители и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы: уйти от эпизодических мероприятий к целенаправленной  системе работы, проводимой с детьми и их родителями.

В связи с этим,цель ДОУ: обеспечение высокого уровня культуры поведения на дорогах у детей дошкольного возраста.

 

Задачи ДОУ:

1.     разработать целенаправленную  систему работы по воспитанию у детей навыков правильного поведения на дорогах.

2.     развивать у детей познавательные процессы, формировать навыки и устойчивые положительные привычки ,необходимые им для правильной и безопасной ориентации на улице

1.Педагогические условия, способствующие эффективной организации педагогического процесса в ДОУ по воспитанию культуры поведения на дорогах у дошкольников.

Для эффективной организации педагогического процесса педагоги ДОУ в своей работе учитывают необходимые условия:

1.                      Наличие необходимой учебно-методической базы и материально-технического обеспечения учебного процесса

2.                      Создание и организация системы непрерывной подготовки дошкольников к безопасному поведению на дорогах

3.                      Организация учебного процесса в общем плане работы ДОУ

4.                      Взаимодействие с социальными партнерами при организации и проведении мероприятий, направленных на подготовку дошкольников к безопасному поведению на дорогах

5.                      Создание в группах центров безопасности дорожного движения

 

Все досуги, праздники, развлечения по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма проводим в  музыкальном и физкультурномзале. В изостудии педагог по изобразительной деятельности организует занятия по данной тематике.В детском саду педагоги имеют доступ к информационно-телекоммуникационным сетям: используют в работе медиапроектор, компьютеры, ноутбуки, принтеры, интернет, а также фотоаппарат и видеокамеру. В каждой группе имеется   телевизор,  ДВД плеер, музыкальный центр, медиатека. В группах оборудованы центры по безопасности дорожного движения для теоретического и практического обучения детей, в которых содержатся макеты разнообразного функционального назначения, дидактические игры, атрибуты  и костюмы для сюжетно – ролевых игр, дорожные знаки, имеется наглядный, демонстрационный материал, атрибуты для проведения игр по отработке практических навыков, мини –коврики с дорожной разметкой для игр с машинами, и т.д. В методическом кабинете в достаточном количестве имеются плакаты; наглядно-дидактический материал; демонстрационный и раздаточный  материал; энциклопедии; видеодиски с развивающими играми; серии картин; дидактические игры, учебно-методические пособия и др.

Принепрерывной подготовки дошкольников к безопасному поведению на дороге педагоги соблюдают принципы:

-непрерывности, системности и последовательности обучения

- наглядности и доступности

-единство теории и практики обучения и воспитания

-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей

При этом воспитатели учитывают:

-физиологические и психические качества,имеющие первостепенное значение для безопасного передвижения по дороге

-факторы,влияющие на психофизическое состояние ребенка на дороге

-наиболее распространенные ошибки пешеходов-детей,связанные с незнанием собственных возможностей

-понятие «риск» и связанные с ним особенности поведения детей на дороге

-психофизиологические различия в поведении детей и взрослых на дороге

-особенности поведения детей дошкольного возраста во дворах, на дорогах и за городом

-основные причины нарушения ПДД детьми

-основные места и время дорожно-транспортных происшествий с детьми

-особенности дорожной обстановки в зависимости от времени года и суток.

2. Система работы в МДОУ "Детский сад № 10 " Радуга" профилактике детского дорожно – транспортного травматизма

Дети – это самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от беды- это обязанность родителей и воспитателей. При этом педагог должен четко знать все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников. Отсутствиеслучаев дорожно-транспортных происшествий с участием детей во многом обусловлены высокой степенью организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах.

В целях методического обеспечения профилактики ДТП педагоги ДОУ периодически анализируют литературу, наглядные пособия, настольные игры по дорожной тематике. Ими накоплен определенный опыт по методическому обеспечению обучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах.

Для выявления уровня усвоения детьми знаний о правилах дорожного движения и умения их применять практически педагоги ДОУ используют диагностику С.Н.Черепановой (Черепанова С.Н. «Правила дорожного движения»)

Задания носят проблемно – поисковый характер, что вызывает интерес у детей и раскрывает познавательные навыки и умения ребенка.

Для того чтобы целенаправленно организовать педагогический процесс по воспитанию у детей культуры поведения на дороге разработали тематический план работы на годОдной из главных задач педагоги  ДОУ считают стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности в различных ситуациях. Задачи этого образовательного направления планомерно решаются в ДОУв совместной и индивидуальной деятельности воспитателя с детьми в утренние и вечерние отрезки времени через все виды детской деятельности –продуктивной, игровой, коммуникативной, двигательной,познавательно – исследовательской, чтоне создает нагрузки на детей.

С цельювоспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста огромное место отводим игровой деятельности, т.к.она является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.

Во время целевых прогулок и экскурсий педагоги наглядно показывают реальные светофоры, пешеходные переходы, дорожные знаки, движение транспортных средств для того, чтобы дошкольники имели представление реальных картин дорожного движения и могли рассуждать об увиденном.

Огромной популярностью у воспитанников нашего детского сада пользуются такие мероприятия, как«КВН», викторины, «минутки», путешествия в процессе которых происходит закрепление полученных знаний по воспитанию культуры поведения на дорогах.

Для усвоения детьми ПДД и развития творческого потенциала  педагоги ДОУ широко используют продуктивную деятельность.

Во всех видах деятельности применяем разнообразные проблемные ситуации, логические задачи, лабиринты, которые позволяют внести элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума, доставляют радость, развивают фантазию, воображение, логику рассуждений.

Для того, чтобы знакомство с правилами дорожного движения проходило в более интересной и увлекательной форме, в детском саду воспитатели тесно взаимодействуют со специалистами.

Музыкальный руководитель, учитель – логопед, педагог по изодеятельности, инструктор по физическому воспитаниюучаствуют в организации развлечений, досугов с целью закрепления полученных знаний по правилам дорожного движения.

С целью обеспечения высокого уровня культуры поведения на дорогах у своих воспитанников широко применяем в своей работе инновационные педагогические технологии. Одной из которых является проектная деятельность. Метод проектов– один из методов интегрированного обучения дошкольников и включает в себя интеграцию образовательных областей и различных видов деятельности.

Как инновационная педагогическая технология, проектная деятельность ориентируется не на  интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. В нашем детском саду разработан и реализован проект «Дорожная азбука». Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы: безопасность дошкольников на дорогах и улицах города.Система деятельности дошкольного учреждения  по овладению детьми  правилами поведения на дороге представленная в проекте, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всех участников образовательного процесса (детей старшего возраста, педагогов, родителей, социальных партнеров).

При организации работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма  огромное внимание уделяем использованию информационно – коммуникативным технологиям. Это позволяет  нам организовать детскую деятельность  более интересной и динамичной, помогает «погрузить» ребенка в предмет изучения, создать  иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений.  Занятия с использованием презентаций являются одним из важных результатов работы в нашем учреждении. Нами созданы различные презентации: «История возникновения дорожных знаков», «История появления правил дорожного движения», «История возникновения светофора» и многие другие.

Применяем также мнемотехнику. Она облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.  Дидактическим материалом служат мнемотаблицы и мнемодорожки- схемы, в которые заложена определённая информация.

В процессе  обучения  детей правилам дорожного движения используем элементы технологии ТРИЗ. С целью закрепления у детей правил дорожного движения, систематизировали игры по системе ТРИЗ.

Одним из ведущих условий формирования у дошкольников культуры поведения на дорогах является взаимодействие ДОУ с социальными партнерами. Наш детский сад – это социально – педагогическая система, взаимодействующая с различными учреждениями.

Родители являются главными воспитателями своих детей. Чтобы работа была более эффективной, мы осуществляем целенаправленное взаимодействие и стараемся сделать их своими помощниками  в ликвидации дорожной безграмотности у детей. Единые требования воспитателя и родителей обеспечивают у детей образование прочных навыков безопасного поведения на улице. Для этой цели нами используются разнообразные формы:

·        анкетирование

·        родительские собрания

·        круглые столы

·        консультации

·        беседы с инспектором ГИБДД

·        оформление буклетов с информацией о необходимости соблюдения ПДД

·        конкурсы, викторины, развлечения, досуги по ПДД с участием детей и родителей 

На групповых  собраниях с участием сотрудников ГИБДДзнакомим  родителей  с программными требованиями по обучению детей правилам дорожного движения.  Подчеркиваем моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Основной упор уделяем тому, чтобы родители сами подавали пример детям в безоговорочном подчинении требованиям дорожной дисциплины, т.к.нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых.Вопросы, поднятые на собраниях, служат предметом обсуждения на консультациях, в индивидуальных беседах, которые позволяют педагогам установить тесный контакт с семьей, дифференцированно подойти к каждому ребенку, учитывая его интересы, особенности. Регулярно беседуют с родителями об успехах детей в усвоении правил дорожного движения.

Во время бесед, консультаций, анкетирования выясняют, насколько хорошо сами родители ориентируются в вопросах воспитания правил культуры поведения на дорогах. Хорошей традицией в детском саду стало проводить конкурсы: плакатов «Правила движения любят уважение», атрибутов для творческих игр «Дорожная азбука», лучший видеоролик, презентация  «Учись быть пешеходом»,  составление карты безопасного маршрута от дома до детского сада «Грамотный пешеход», составление рассказов  на тему «Нам на улице не страшно»,   составление кроссвордов «Жизнь свою оберегайте и правила на нарушайте», на которые  родители  активно откликаются.Эта работа очень важна для воспитания культуры поведения на дорогах, т.к. родители и дети выступают единой командой.

Родители также периодически шьют костюмы  для творческих игр.

Наш детский сад  контактирует с сотрудниками ГИБДД, что положительно влияет на формирование безопасного поведения на дороге.Сотрудники ГИБДД  принимают участие в профилактических мероприятиях по ДДТТ, формируют в сознании детей образ автоинспектора, главная цель которого –  обеспечение безопасности на дорогах.

Любой ребенок быстрее усвоит правила ПДД, преподнесенные не только в обыкновенной беседе, а в близкой детям игровой  форме. Так, Дом культуры «Текстильщик»регулярно проводит с нашими воспитанниками разнообразные эстафеты, викторины, посвященные безопасности движения, такие как,  например, познавательный досуг «Буратино спешит в школу», «В стране пешеходных наук», игровая программа «Грамотный пешеход», ежегодный турнир «Чудеса на виражах».

Двери детского сада также всегда открыты для артистов выездных театров. Детям очень интересно отправиться в необычайные путешествия в гости к Хрюше и Степашке, в страну дорожных знаков, изучать вместе с героями дорожную азбуку.

Знания по воспитанию культуры поведения на дорогах закрепляются и в автошколе. Дети получают не только теоретические знания, но и учатся на практике. «Мы не случайно проводим уроки дорожного ликбеза именно в Автошколе,- говорит директор Автошколы Боровицкая А.М.-, потому что именно у нас в школе все классы оборудованы наглядной агитацией, настоящими светофорами и многими другими атрибутами».

Наши дети стали частыми гостями на АТП (автозаправочное предприятие), где знакомятся с разными видами транспорта, с устройством машин, с людьми, которые занимаются их ремонтом.

Для того, чтобы больше заинтересовать детей правилами дорожного движения мы привлекаем коллег из школы №2. Они с удовольствием

заинтересовывают детей олимпиадами по ознакомлению с правилами дорожного движения, увлекательными играми – путешествиями в страну «Пешеходных знаков» и т.д.

Воспитанники нашего детского сада являютсячастыми посетителями библиотеки, где с детьми проводят беседы по прочитанным книгам и создают условия для знакомства с новыми произведениями детской художественной литературы по ознакомлению с правилами дорожного движения.

На участке детского сада оборудована транспортная площадка, на которой дети проверяют полученные знания на практике.

Наш детский сад – это единая команда детей, педагогов детского сада,  родителей и других социальных партнеров с целью воспитания культуры поведения на дорогах у подрастающего поколения. Проводимая нами работа дает положительные результаты. Наш коллектив  неоднократно становился победителем и призером в областных и районных смотрах – конкурсах по организации работы профилактики детского дорожно – транспортного травматизма среди несовершеннолетних. Дорожно – транспортные происшествия с участием детей нашего детского сада полностью отсутствуют.

Для тогочтобы обеспечивать высокий уровень культуры поведения на дорогах, мы ищем новые перспективы и пути их развития:

Ø поиск новых социальных партнеров для дальнейшей реализации поставленных целей по ознакомлению детей с правилами дорожного движения

Ø совершенствование методического обеспечения

Ø использование  современных технологий с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса по повышению культуры поведения дошкольников на дороге

Мы убедились, что  только совместными усилиями воспитателей  родителей, социальных партнеров, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог

КВН "Безопасная Дорога Детства" (подготовительная к школе группа "Светофорик" против кадетов СОШ № 2 "Дорожный патруль") сентябрь 2017 г.  Фотографии

Данное мероприятие было проведено с целью закрепления и совершенствования знаний правил дорожного движения, умений и навыков юных участников дорожного движения, воспитания безопасного поведения на дорогах. Команда "Светофорик", в состав которой вошли дети подготовительной к школе группы (воспитатель Давыдова М.В.) соревновались с командой "Дорожный патруль", в состав которой вошли кадеты из СОШ № 2. В каждой команде по 6 участников. Определить победителя между командами помогли члены жюри: старший инспектор по безопасности жизнедеятельности Устимова И.А. и музыкальный руководитель Карпычева Ю.Е. За каждое правильное выполнение задания команда получала фишки с эмблемой КВН. Кроме участников КВИ и членов жюри на игре присутствовали и болельщики, а именно дети из подготовительной и старшей группы. Все они с волнением наблюдали за игрой и поддерживали игроков. А в то время, когда члены жюри подсчитывали промежуточные итоги, с маленькими болельщиками также проводились словесные игры и задавались вопросы на знание правил дорожного движения. В игре было 6 заданий. Задания отличались своей степенью сложности соответственно возрасту игроков: для дошколят они были значительно легче, чем для кадетов. Например, если в 1 задании кадеты должны были собрать знак из 10 пазл, а дошкольники – из 6.

  1. Визитная карточка (домашнее задание). Дети представили свои команды, а затем танцевальные композиции.
  2. Соберите дорожные знаки. Команды собирали дорожные знаки – пазлы. Хочется отметить, что дети команды подготовительной группы «Светофорик» справились с данным заданием первыми.
  3. Блиц – турнир. Каждой команде были заданы по 10 вопросов по правилам дорожного движения. И команда «Светофорик», и команда «Дорожный патруль» ответили на все вопросы правильно.
  4. Сказочные ситуации. Командам зачитывались сказочные ситуации, в которых герои неправильно действовали на дороге и нарушали правила. Дети обсуждали между собой, а затем высказывали свое мнение о том, как должен был бы поступить тот или иной герой.
  5. Как правильно переходить дорогу? Игроки выбирали из предложенных карточек те, где пешеходы правильно переходят дорогу и объясняли свой выбор.
  6. Волшебный сундучок. Капитаны команды должны были отгадать загадку про дорожный знак, найти его в сундучке и показать всем присутствующим в зале.

Обе команды – и дошкольники, и кадеты показали блестящие знания по ПДД, соответствующие своему возрасту. Команда "Дорожный патруль» была награждена Грамотой за победу в номинации "Знатоки ПДД", а команда "Светофорик" – Грамотой за победу в номинации "Юные помощники Светофора". По результатам проведенной игры можно судить о грамотной работе педагогов: и детского сада, и СОШ № 2 по обучению детей правилам дорожной безопасности.

Месячник дорожной безопасности 2016 г.

КВН совместный с родителями по ПДД "Зеленый огонек"                   (Фотографии)

Познавательное мероприятие для родителей "Дорожная грамота"     (Фотографии)

Перечень Интернет-ресурсов на которых размещены материалы о безопасности дорожного движения

День открытых дверей для родителей по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма "Путешествие Маши и Медведя в стране дорожных знаков"

Методическая разработка "Инновационные технологии в обучении дошкольников правилам дорожного движения"

(разработчик Никитина Ю.С.)

Презентация "История возникновения дорожных знаков"

Игры  ТРИЗ по закреплению правил дорожного движения"

Проект "Дорожная азбука"

Схема безопасного движения воспитанников МДОБУ д/с № 10,    2

План работы по ПДД на 2015 – 2016 учебный год

Паспорт дорожной безопасности

Презентация семьи Софьи Ермаковой (1 младшая группа "Лапушка", воспитатель Долинина Т.П.)

Презентация опыта работы детского сада по ПДД