Страница обновлена 25.05.2016

 

Приоритетными направлениями образовательной деятельности являются 

физическое развитие и познавательно – речевое развитие.

Физическое развитие

  Одной из первостепенных задач нашего детского сада является задача охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование основ двигательной и гигиенической культуры.

Для сохранения и укрепления здоровья детей созданы условия, которые соответствуют учету возрастным особенностям детей, необходимости и целесообразности отбора оборудования,  вариативности, комплексности и развивающей направленности.

Для проведения лечебно – профилактических и оздоровительных мероприятий в детском саду функционирует медицинский кабинет. С целью лечения острых респираторных заболеваний приобретен ингалятор и аппарат УФО; для измерения роста и веса – ростомер и медицинские весы. Остроту зрения помогает измерить специальная таблица. Для того, чтобы очистить воздух от бактерий, применяем бактерицидный облучатель.

В физкультурном зале содержится необходимое оборудование для обеспечения двигательной активности детей как в процессе непосредственно – образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной. Так, для совершенствования техники бега используем разнообразные веревочки, шнуры, обручи, кубики, кегли. Для обучения прыжкам применяем скамейки разной высоты, кубы, стойки с приспособлением планки на разной высоте, маты. Также используем скакалки для укрепления сердечно – сосудистой и дыхательной системы, мышц ног; для бросания, ловли, метания мячи разного размера, воротики для прокатывания, навесные мишени, баскетбольные щиты с кольцами для обучения элементам баскетбола, волейбольная сетка для перебрасывания. Для осуществления ползания и лазания  используем дуги и воротики разной высоты, шведские, стенки, наклонные лестницы. Для формирования общеразвивающих   упражнений применяем различные предметы (флажки, кубики, гимнастические палки и т.д.). Для проведения подвижных игр – маски. С целью повышения интереса детей к занятиям инструктор по физической культуре использует в своей работе аудимагнитофон.

Для повышения эффективности работы по физической культуре в группах созданы центры «Здоровья», в которых имеется необходимый инвентарь для совместной и самостоятельной деятельности (шведские мини – стенки, велотренажеры, маты, корригирующие мячи, мини – гольф, кольцебросы, дартс, резиновые коврики для профилактики плоскостопия и т.д. ). В группе находится выносной инвентарь для игр на прогулке: комплекты для игры в хоккей, наборы для бодминтона, футбольные ворота, велосипеды, мячи для настольного тенниса.

Работу по оздоровлению детей проводим  по трем направлениям: физкультурно – оздоровительная, психопрофилактическая, лечебно – оздоровительная путем целенаправленного  использования здоровьесберегающих технологий, адаптированных к  возрастным особенностям детей:

Ø Технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, подвижные и спортивные игры и праздники, туристические походы, танцевально – игровая гимнастика «Са-Фи-Дансе», пальчиковая,  дыхательная, корректирующая, ортопедическая гимнастика, гимнастика для глаз, после дневного сна, босохождение,  воздушные, солнечные и водные ванны)    

Ø Технологии обучения здоровому образу жизни (образовательные события, игротренинги, точечный массаж, самомассаж)

Ø Коррекционные технологии (арттерапия, сказкотерапия, игротерапия, психогимнастика, релаксационные упражнения)

Вся физкультурно – оздоровительная работа с детьми в нашем детском саду строится на диагностической основе. В начале учебного года инструктор по физической культуре совместно с медицинскими  работниками детского сада проводят диагностическое обследование физической подготовленности детей.  В ходе ее устанавливают особенности развития у детей физических качеств, накопленного двигательного опыта, динамику этих показателей в течение года;  особенности представлений о здоровье, изучают особенности здоровьесберегающей компетентности детей как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, разумного поведения в непредвиденных ситуациях, оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи; отношения к здоровью и мотивации здорового образа жизни.  Мониторинг определения физического развития детей проводится 2 раза в год, в рамках которого специалистами используются формализованные методы (тестовые задания, опросники, проективная техника), малоформализованные методы (наблюдения, беседа). Данные диагностики используем для индивидуально – дифференцированного подхода к дошкольникам с разным уровнем физического развития.

Образовательные события проводим в соответствии с  ООП и комплексной программой «Детство» 2 раза в неделю в физкультурном зале, 1 раз на свежем воздухе. Их эффективность осуществляется за счет правильного распределения детей на подгруппы в зависимости от их уровня физического развития. За их проведением осуществляется медико – педагогический контроль. Для повышения эмоционального настроя и создания положительной мотивации  мы включаем игровые  упражнения, игры – эстафеты, досуги, подвижные игры. Традиционно проводится Неделя подвижных игр, один раз в месяц – физкультурный досуг, в который входят спортивные упражнения с учетом сезона, основные движения, игры, где дети показывают свой уровень физического развития и получают заряд от своих достижений. 

С целью воздействия на опорно – двигательный аппарат, сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную системы детей в ДОУ используем элементы танцевально – ритмической гимнастики «Са-Фи-Дансе»: для освоения основных видов движений – игрогимнастику, на формирование танцевальных движений направлены игротанцы,  для развития мышечной силы и гибкости – игропластику, пальчиковую гимнастику – для развития координации движений рук и мелкой моторики, с целью формирования сознательного отношения детей к здоровью, развития навыка собственного оздоровления – игровой самомассаж, для развития созидательных способностей, познавательной активности, свободного самовыражения и раскрепощенности детей.

Большое внимание в ДОУ для профилактики простудных заболеваний, расширения капилляров кожи, ускорения циркуляции крови и лимфы, усиления функции потовых и сальных желез уделяется внимание массажу, который всегда проводится в игровой форме

В работе по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста используем разные виды гимнастик. Пальчиковую – для развития мелкой моторики). Дыхательным упражнениям также уделяем большое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.Гимнастику пробуждения используем ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.        Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу). Гимнастику корригирующую       используем  в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, форма проведения зависит от поставленной задачи. Гимнастику ортопедическую используем         для профилактики плоскостопия и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Гимнастику для глаз проводим ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.

Невозможно представить зимние игры и развлечения без лыж. Этому полезному виду спорта мы уделяем особое внимание с целью развития чувства равновесия, укрепления костномышечной системы, воспитания быстроты и ловкости, улучшения работы органов дыхания, укрепления дыхательной мускулатуры. С детьми организуем лыжные прогулки в лес, парк 2-3 раза в неделю. Родители являются активными помощниками и охотно помогают в организации данных  прогулок.

Важное звено в системе оздоровления детей – закаливание. Чтобы оно принесло наибольшую пользу организму, придерживаемся следующих принципов:

Ø Комплексности (используем естественные факторы природы: воздух, солнечные лучи, воду)

Ø Систематичности (закаливающие процедуры проводим ежедневно)

Ø Постепенности (продолжительность, интенсивность, зону воздействия увеличиваем постепенно с учетом освоенных нагрузок)

Ø Дифференцированности (закаливающие процедуры подбираем в соответствии с организмом детей)

Ø Положительного эмоционального отношения к закаливанию (положительные условно – рефлекторные связи легко и быстро вырабатываются у детей при положительной эмоциональной настроенности)

Главным требованием для проведения закаливания воздухом считаем создание гигиенических условий: сочетание оптимального температурно-влажного режима и одежды детей.  Проветривание проводим утром перед приходом детей, перед образовательной деятельностью, перед возвращением детей с прогулки, во время дневного сна, после полдника.

Прогулке и туристическим походам также уделяем большое внимание. Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе в течение всего года. В зимний период организуем лыжные прогулки, катание с горы на санках. Прогулки проводим 2 раза в день. Прием и выдача детей (при благоприятных природных условиях) проводится на улице. Во время прогулок педагоги вместе с детьми играют в подвижные игры, выполняют разнообразные упражнения.

Для укрепления и формирования свода стопы используем босохождение. Дети в летнее время ходят босиком по хорошо очищенному грунту, массажным коврикам, ребристой доске, занимаются утренней зарядкой, физическими упражнениями. Такая процедура полезна еще и потому, что на подошвах ног есть активные точки, воздействуя на которые можно оказать тонизирующее влияние на организм.

Воздушные ванны предшествуют солнечным. Прием солнечных ванн осуществляем во время первой прогулки через 40 минут после завтрака. наиболее рациональны они во время подвижных игр.

В качестве водных закаливающих процедур в ДОУ мы используем обтирание, обливание. Влажное обтирание производим смоченной в воде и отжатой мягкой тканью. Сначала обтираем верхние конечности, затем ноги, далее грудь, живот, в последнюю очередь – спину. Начальная температура для обтирания детей 5-6 лет – 30,˚ через каждые 2-3 дня мы ее снижаем на 1˚и доводим до 20˚ летом и 25˚ зимой. Длительность всей процедуры составляет 3-4 минуты, 1,5 – 2 месяца.

С целью закаливания применяем контрастное обливание ног: вначале ноги обливаем теплой водой при температуре 35-36˚, чередуя с обливаниями водой с температурой 24-25˚. 

В дошкольном учреждении 3 раза в неделю работает спортивно-оздоровительная группа, руководит которой тренер – преподаватель по полиатлону из детско-юношеской спортивной школы. Главная цель партнерства ДОУ и ДЮСШ  – это сохранение здоровья наших детей, привлечение их к занятиям физкультурой и спортом, пропаганда здорового образа жизни. Вся физкультурно – оздоровительная работа строится на диагностической основе 2 раза в год с детьми среднего и высокого уровня физической подготовленности в возрасте 5 – 6 лет.  Количество детей в группе – 15. Работа с детьми проводится в соответствии с перспективным планом.

С раннего возраста сохранение здоровья детей – эта задача, требующая особого внимания, именно в этом направлении строится наше взаимодействие с ДЮСШ. Мы прекрасно понимаем жизненную необходимость занятий физкультурой и спортом с дошкольниками. Работа тренера направлена на развитие физической активности детей и на их дальнейшее определение по видам спорта. Занятия проходят в игровой форме. Проводятся  также экскурсии в спортивную школу, где дети видят на стендах фотографии  детей с дипломами, кубками, медалями и знакомятся с их достижениями. У них возникает желание быть такими же сильными, здоровыми и успешными.

Особое внимание в ДОУ уделяется работе с ослабленными и часто болеющими детьми. Физкультурно-оздоровительная работа проводится малыми группами, объединенных по медицинским показаниям, строится по принципу постепенности увеличения сложности заданий и интенсивности нагрузок. Максимально используем различные общеразвивающие упражнения, активизирующие разные группы мышц и улучшающие кровоснабжение внутренних органов; направленные на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение вентиляционной способности легких, коррекцию опорно – двигательного аппарата, а также упражнения, связанные с естественными движениями: дозированный бег, ходьба со сменой темпа и направления, в чередовании с бегом. При выполнении ослабленными детьми упражнений используем силовые тренажеры, которые помогают укрепить мышечный тонус, гимнастические палки, мячи разных размеров, гимнастическую стенку. Закаливающие процедуры часто болеющих детей проводим с целью коррекции и тренировки терморегуляционного аппарата, укрепления защитных механизмов, которые обеспечивают сопротивляемость организма вредным воздействиям и адаптацию к условиям внешней среды. По мере улучшения состояния здоровья детей меняем форму и методы закаливания, их сочетание, интенсивность и продолжительность. У детей также постоянно стимулируем развитие навыков личной гигиены и осуществляем контроль за их неукоснительным выполнением. Результатом эффективности комплексных воздействий, направленных на оздоровление часто болеющих детей, является снижение частоты случаев острой заболеваемости, совершенствование функций ведущих физиологических систем организма, улучшение физического развития, устранение отставания в развитии движений, повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности, улучшение аппетита, качества сна.

Параллельно с физическим развитием проводится обучение детей основам культуры здоровья. Материал по валеологическому  воспитанию включаем в структуру образовательных событий, способствуя развитию представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных  ситуациях.

Для этого с детьми проводим образовательные события с применением мультимедийных презентаций, разучиваем комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируем навыки самомассажа. У человека на теле имеются особые очки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные слои организма, а также слизистых оболочек носа, горла, бронхов. Для профилактики респираторных заболеваний массаж проводим 3 раза в день, а в случае заболевания для лечения – каждые 40 минут. Проработанными направлениями у нас являются вопросы обеспечения безопасности детей в ситуациях дорожного движения, на природе, дома. Педагоги ДОУ с этой целью разработали многие проекты, конспекты образовательных событий, мультимедиапрезентации и. д.

Лечебно – оздоровительная работа

Мы ставим перед собой цель: эффективно строить лечебно – оздоровительную работу в дошкольном учреждении

Задачи:

1.     Проводить работу по повышению индекса здоровья,  по закаливанию и повышению иммунитета детей

2.     Улучшать качество питания детей.

Ø Проводить индивидуальную   деффиренцированную оздоровительную работу с группой ЧБД детей.

Ø Уделить особое внимание детям с хроническими заболеваниями

На основании комплексной диагностики мы ежегодно составляем «Журнал здоровья», позволяющий нам анализировать состояние здоровья воспитанников, планировать физкультурно-оздоровительную  и медицинскую работу, прогнозировать основные направления работы на будущее. Для формирования здорового образа жизни дошкольников применяем также полоскание полости рта, горла отварами трав (шалфей, мать – и – мачеха, ромашка, эвкалипт, мята), солью, промывание носа соленой водой, дети получают витамины «Ревит», напиток «Шиповник», кислородные коктейли. В период повышенной заболеваемости ОРВИ и гриппом носят амулет «Чесночок». Для профилактики пародонтоза применяем массаж десен, общий массаж, стопотерапию.

Познавательно – речевое развитие

Познавательно – речевое  развитие дошкольников осуществляем в процессе

· образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) (далее по тексту — «организованная образовательная деятельность»);

· образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

· самостоятельной деятельности детей;

· взаимодействия с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Выбор форм работы осуществляется педагогами самостоятельно. В работе с детьми младшего дошкольного возраста используем  преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.

В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяем время для занятий учебно-тренирующего характера.

В практике используем разнообразные формы работы с детьми.

Организованная образовательная деятельность

•  игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно – ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;

•  просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;

•  чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;

•  создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;

•  наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;

•  изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;

•  проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;

  Образовательная деятельность при проведении режимных моментов

•  создание речевой развивающей среды; свободные диалоги в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми, называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения ( пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);

Самостоятельная деятельность детей

•  самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно – ролевые игры, рассматривание книг и картинок: самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно – печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки – вкладыши, парные картинки).